Продукти | Прайс | Супровід | Контакти | Дилери | Про НАУ докладніше

  Тексты НПА в базах данных. Насколько им можно доверять ?

Тексты НПА в базах данных. Насколько им можно доверять?

Доверяй, но проверяй. Вы удивитесь, но все правовые системы, в том числе сайты, даже официальные, неизбежно содержат ошибки и неточности. Так получается по многим причинам. Это и качество принятых законов, и особенности компьютерной обработки текстов, и человеческий фактор.

Но сразу же немного успокоим. Известные правовые сайты (Рада, НАУ) содержат минимальное количество ошибок. Не больше одной серьезной ошибки на 10 000 документов. Но тем обиднее для Вас будет нарваться на тот самый один документ из десяти тысяч и принять неверное решение, слепо доверяя «надежному» сайту или «надежной» программе.

Самые типичные ситуации мы постарались описать в первой части этой статьи. И хотя мы опираемся на наш собственный 20-летний опыт разработки Мега-НАУ, все изложенное применимо и к остальным правовым системам.

Во второй части статьи мы предлагаем несколько простых правил, которые существенно сократят Ваши риски работы с электронными версиями законов.

Часть 1. Почему все правовые системы иногда ошибаются?

Если Вы очень заняты или очень чувствительны, сразу переходите к Части 2. Она короткая и полезная. А для тех, кто остался, мы откроем некоторые секреты и расскажем о том, что:

  • никакой электронный текст закона или его распечатка не являются официальными;
  • официальный текст одного и того же закона может быть разным;
  • дата вступления в силу одного и того же закона может быть разной;
  • понятие «текст закона с изменениями» не существует, это субъективное творчество разработчиков;
  • государственный реестр нормативно-правовых актов официальным изданием не является и тоже содержит ошибки;
  • за ошибки в правовых системах никто не отвечает.

Никакой электронный текст закона или его распечатка не являются официальными

Что значит слово «официальный»? Указ Президента Украины от 10.06.1997 N 503/97 устанавливает, что “граждане, государственные органы, предприятия, учреждения, организации во время осуществления своих прав и обязанностей должны применять законы Украины, иные акты Верховной Рады Украины, акты Президента Украины и Кабинета Министров Украины, опубликованные в официальных печатных изданиях...

Тот же Указ определяет список официальных печатных изданий. На сегодняшний день это: "Офіційний Вісник України”, “Відомості Верховної Ради України”, “Офіційний вісник Президента України”, “Урядовий кур’єр”, “Голос України”. Позднее был принят Закон України “Про Регламент Верховної Ради України” от 10.02.2010 N 1861-VI, который в статье 139 установил официальность публикации законов в изданиях “Голос України”, “Відомості Верховної Ради України”.

Среди указанного перечня другие печатные издания или информационно-поисковые системы не предусмотрены. Причем, согласно статьи 2 Указa, нормативно-правовые акты, опубликованные в иных печатных изданиях, имеют информационный характер и не могут быть использованы для официального применения.

Таким образом, любое утверждение любых авторов правовых систем, о том что их тексты официальны или «немножечко официальнее остальных» заведомое введение в заблуждение или некомпетентность. Задача компьютерных правовых систем - информационно-поисковые функции, экономия времени и сил, а не подмена официальных изданий.

Так что же, к судье нельзя прийти с распечаткой? Можно. Особенно если распечатка будет соответствовать официальному источнику. Но руководствоваться судья обязан именно официальным текстом.

Официальный текст одного и того же закона может быть разным

Итак, как мы выяснили, существует несколько официальных печатных изданий. Естественно, в них работают люди. А людям свойственно ошибаться. Когда закон отправляется в печать, на выходе мы можем получить разные тексты. Бывает, что издание замечает ошибку и позже печатает уточнение. А бывает и нет.

В Мега-НАУ мы ведем специальный раздел, посвященный сверкам одного и того же текста документа с публикациями в разных официальных изданиях. В разделе "Протоколы расхождений текстов законов" Вы как раз можете увидеть примеры различий в текстах. Иногда это буквально один символ, но, как говорится между «снимаю порчу» и «снимаю, порчу» есть разница.

И какой же текст помещать в базу? Однозначного рецепта нет. Все источники «равны по официальности», поэтому каждый разработчик решает по-своему.

Дата вступления в силу одного и того же закона может быть разной

Дата вступления в силу нормативного акта зависит от многих факторов: от типа документа, его содержания, даты публикации. Иногда она бывает заранее неопределенной, например, «после вступления в ВТО».

Основные правила определения даты вступления в силу Вы можете посмотреть в Мега-НАУ: «Зведена таблиця щодо порядку набуття чинності актів». Тем не менее периодически случаются коллизии.

Примером служит ситуация с Законом № 1451-VI от 04.06.2009 г. Раздел II гласит “Цей Закон набирає чинності з 1 числа місяця, наступного за місяцем, на який припадає 30 календарний день з дня його опублікування...”

Закон был опубликован 2 июля 2009 г. Таким образом, если дату 02.07.2009 считать первым днем публикации, тогда закон вступает в силу с 01.08.2009 (сайты Рады и Мега-НАУ), если же 30 календарных дней начинать отсчитывать со следующей за днем публикации даты, тогда закон вступает в силу с 01.09.2009. Целый месяц разницы! И до сих пор нет единого мнения:

Комітет Верховної Ради України утверждает, что с 01.08.2009
Міністерство юстиції України настаивает, что с 01.09.2009
Державна податкова адміністрація України просит определить дату

Понятие «текст закона с изменениями» не существует, это субъективное творчество разработчиков

В компьютерных правовых системах мы привыкли читать «актуальную редакцию документа со всеми изменениями и дополнениями». На самом деле, редакций нормативных актов в официальном виде не существует и они официально не публикуются. Исключением является достаточно редкий случай, когда закон принимается и публикуется полностью в новой редакции.

Редакции создаются разработчиками правовых систем для удобства пользователей на основании нормативных актов, изменяющих и дополняющих исходный документ. Они же, разработчики, вставляют в текст документа сопровождающие комментарии и пояснения.

Проблем с со